Седмица 4-я по Пятидесятнице

Святой благоверный князь
Игорь Ольгович
18 июня

Понедельник

5 июня по старому стилю

Глас 2.
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сщмч. Дорофея, еп. Тирского (ок. 362). Мчч. Маркиана, Никандра, Иперехия, Аполлона, Леонида, Ария, Горгия, Селиния, Ириния и Памвона (ок. 305-311). Прп. Анувия, пустынника Египетского (IV). Прп. Феодора чудотворца (VI). Прп. аввы Дорофея, из обители аввы Серида (ок. 620).

Перенесение мощей блж. Игоря, вел. кн. Черниговского и Киевского (1150). Свт. Константина, митр. Киевского и всея России (1159). Блгв. кн. Феодора Ярославича (брата св. Александра Невского), Новгородского (1233). Обретение мощей прпп. Вассиана и ИоныПертоминских, Соловецких чудотворцев (1599).

Сщмч. Михаила пресвитера (1931). Сщмч. Николая пресвитера (1943).

Игоревской иконы Божией Матери.

Послание к Римлянам
Тѣ́мже ýбо, о, человѣ́че, ты́ ктó еси́, проти́въ отвѣщáяй богови? едá речéтъ здáнiе создáвшему é: почтó мя́ сотвори́лъ еси́ тáко? Или́ не и́мать влáсти скудéльникъ на брéнiи, от тогóжде смѣшéнiя сотвори́ти óвъ ýбо сосýдъ въ чéсть, óвъ же не въ чéсть? А́ще же хотя́ Бóгъ показáти гнѣ́въ свóй и яви́ти си́лу свою́, пренесé во мнóзѣ долготерпѣ́нiи сосýды гнѣ́ва совершéны въ поги́бель: и да скáжетъ богáтство слáвы своея́ на сосýдѣхъ ми́лости, я́же предуготóва въ слáву, и́хже и призвá нáсъ не тóчiю от иудéй, но и от язы́къ.
Я́ко язы́цы, не гоня́щiи прáвду, постигóша прáвду, прáвду же, я́же от вѣ́ры: Изрáиль же, гоня́ закóнъ прáвды, въ закóнъ прáвды не пости́же. Чесó рáди? Занé не от вѣ́ры, но от дѣ́лъ закóна: преткнýшася бо о кáмень претыкáнiя, я́коже éсть пи́сано: сé, полагáю въ Сióнѣ кáмень претыкáнiя и кáмень соблáзна: и вся́къ вѣ́руяй въ óнь не постыди́тся.
А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?
Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится.
Евангелие от Матфея
Тѣ́ма же исходя́щема, начáтъ Иисýсъ нарóдомъ глагóлати о Иоáннѣ: чесó изыдóсте въ пусты́ню ви́дѣти? трóсть ли вѣ́тромъ колéблему? Но чесó изыдóсте ви́дѣти? человѣ́ка ли въ мя́гки ри́зы облечéнна? Сé, и́же мя́гкая нося́щiи, въ домѣ́хъ цáрскихъ сýть. Но чесó изыдóсте ви́дѣти? прорóка ли? Е́й, глагóлю вáмъ, и ли́шше прорóка. Сéй бо éсть, о нéмже éсть пи́сано: сé, áзъ посылáю áнгела моегó предъ лицéмъ твои́мъ, и́же уготóвитъ пýть твóй предъ тобóю. Ами́нь глагóлю вáмъ, не востá въ рождéнныхъ женáми бóлiй Иоáнна крести́теля: мнíй же во цáрствiи небéснѣмъ бóлiй егó éсть. От днíй же Иоáнна крести́теля досéлѣ цáрствiе небéсное нýдится, и нýждницы восхищáютъ é. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что́ смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что́ же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что́ же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его.

Мысли святителя Феофана Затворника

«Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Нудится Царствие, то есть с нуждою, с трудом, усилиями и тяжкими подвигами достигается; потому и достигает его только тот, кто ведет жизнь притрудную, подвижническую. Этим, на пути к Царствию, отрицается всякого рода утешность. Утехи всех сортов удаляют от Царствия, а у нас ныне только и забот что об утехах, изредка душевных, а больше плотских: есть, пить, веселиться, гулять и роскошествовать во всем. Царствию сказали: «прошу тебя, извини меня», хоть и в нем пир, и пир царский, какого и на ум никому не придет приготовить, да вкусы у нас не те. Что там сладким считается, то нам горько; что там приятно, то нам противно, что там веселит, то нас тяготит, — разошлись совсем. И Царствие с нуждницами , восхищающими его, отходит от нас. Мы и рады, даже готовы поскорее бы прогнать их и речи уже о том заводим, да лукавый все как то не ухитряется это уладить.

Пименовская икона
Пресвятой Богородицы
19 июня

Вторник

6 июня ст.ст.

Пища с растительным маслом

Прп. Виссариона, чудотворца Египетского (IV-V). Прп. Илариона Нового, из обители Далматской (845).

Прмцц. дев Архелаи, Феклы и Сосанны (293). Свт. Ионы, еп. Великопермского (1470). Прп. ПаисияУгличского (1504). Прп. Ионы Климецкого (1534).

Прп. Рафаила исп (1957).

Пименовской иконы Божией Матери (принесена в Москву в 1387).

Послание к Римлянам
Глагóлетъ бо писáнiе: вся́къ вѣ́руяй въ óнь не постыди́тся. Нѣ́сть бо рáзнствiя Иудéеви же и éллину: тóй бо Бóгъ всѣ́хъ, богатя́й во всѣ́хъ призывáющихъ егó. Вся́къ бо, и́же áще призовéтъ и́мя Госпóдне, спасéтся. Кáко ýбо призовýтъ, въ негóже не вѣ́роваша? Кáко же увѣ́руютъ, егóже не услы́шаша? кáко же услы́шатъ безъ проповѣ́дающаго? Кáко же проповѣ́дятъ, áще не пóслани бýдутъ? Я́коже éсть пи́сано: кóль красны́ нóги благовѣствýющихъ ми́ръ, благовѣствýющихъ благáя. Но не вси́ послýшаша благовѣствовáнiя. Исáiа бо глагóлетъ: Гóсподи, ктó вѣ́рова слýху нáшему? Тѣ́мже ýбо вѣ́ра от слýха, слýхъ же глагóломъ Бóжiимъ. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Но не все послушались благовествования. Ибо Исаия говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Евангелие от Матфея
Комý же уподóблю рóдъ сéй? Подóбенъ éсть дѣ́темъ сѣдя́щымъ на тóржищихъ, и возглашáющымъ другóмъ свои́мъ и глагóлющымъ: пискáхомъ вáмъ, и не плясáсте: плáкахомъ вáмъ, и не рыдáсте. Прiи́де бо Иоáннъ ни яды́й, ни пiя́й: и глагóлютъ: бѣ́са и́мать. Прiи́де Сы́нъ человѣ́ческiй яды́й и пiя́й: и глагóлютъ: сé, человѣ́къ я́дца и винопíйца, мытарéмъ дрýгъ и грѣ́шникомъ. И оправди́ся премýдрость от чáдъ свои́хъ. Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.

Мысли святителя Феофана Затворника

(Рим. 7, 14-8,2; Мф. 10, 9-15)

Говорит Господь, что мы, не слушающие Евангелия, похожи на тех, которым поют веселые песни, — они не пляшут; поют печальные — они не плачут; ничего с ними не поделаешь. Обещают Царствие Небесное, пресветлое и прерадостное — не шевелимся, будто не нам говорят. Угрожают судом неумытным и муками нескончаемыми — не тревожимся, будто не слышим. Забиты, потеряли всякое чувство самосохранения истинного. Ведемся, как ведомые прямо на пагубу и никакой заботы о своей участи. Опустили руки, предались нечаянию: что будет, то будет!

Вот каково положение наше! Не оттого ли так часты самоубийства? И это плод нынешних учений, нынешних взглядов на человека и его значение! Вот вам и прогресс! Вот и просвещение! Лучше уж совсем быть невеждою, да со страхом Божиим душу свою спасти, чем достигнув титла просвещенного, погибнуть на веки, во всю жизнь не вспомянув о том, что будет по смерти. Из слова Божия, определяющего и Царство Небесное и ад, не пройдет и иота едина: все будет как написано. Прими же всякий это к сердцу, как дело, лично тебя касающееся, и позаботься о себе, сколько есть сил, и сколько еще времени осталось.

Святая мученица Кириакия Палестинская 20 июня

Среда

7 июня ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Сщмч. Феодота Анкирского (303). Прав. Павла Таганрогского (прославление 1999)

Сщмч. Маркеллина, папы Римского, и мчч. Клавдия, Кирина и Антонина (304). Сщмч. Маркелла, папы Римского, мчч. Сисиния и Кириака диаконов, Смарагда, Ларгия, Апрониана, Сатурнина, Папия и Мавра воинов и Крискентиана, мцц. Прискиллы, Лукины и Артемии царевны (304-310). Мцц. Калерии (Валерии), Кириакии и Марии в Кесарии Палестинской (IV). Собор святых Ивановской митрополии.

Сщмч. Андроника, архиеп. Пермского (1918). Сщмч. Александра, Александра, Валентина, Вениамина, Виктора, Александра, Павла, Владимира, Игнатия, Михаила, Николая, Павла, Николая, Николая пресвитеров, Григориядиакона и мчч. Афанасия и Александра (1918). Сщмч. Петра пресвитеров (1919).

Послание к Римлянам
Не отри́ну Бóгъ людéй свои́хъ, и́хже прéжде разумѣ́. Или́ не вѣ́сте, о илiи́ чтó глагóлетъ писáнiе, я́ко приповѣ́дуетъ богови на Изрáиля, глагóля: Гóсподи, прорóки твоя́ изби́ша и олтари́ твоя́ раскопáша: и áзъ остáхъ еди́нъ, и и́щутъ души́ моея́, изъя́ти ю́. Но чтó глагóлетъ емý Божественный отвѣ́тъ? Остáвихъ себѣ́ сéдмь ты́сящъ мужéй, и́же не преклони́ша колѣ́на предъ Ваáломъ. Тáко ýбо и въ ны́нѣшнее врéмя остáнокъ по избрáнiю благодáти бы́сть. А́ще ли по благодáти, тó не от дѣ́лъ: занé благодáть ужé не бывáетъ благодáть. А́ще ли от дѣ́лъ, ктомý нѣ́сть благодáть: занé дѣ́ло ужé нѣ́сть дѣ́ло. Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря: Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут. Что же говорит ему Божеский ответ? Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом. Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток. Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
Евангелие от Матфея
И ты́, капернаýме, и́же до небéсъ вознесы́йся, до áда сни́деши: занé áще въ Cодóмѣхъ бы́ша си́лы бы́ли бы́вшыя въ тебѣ́, пребы́ли ýбо бы́ша до днéшняго днé:обáче глагóлю вáмъ, я́ко земли́ Cодóмстѣй отрáднѣе бýдетъ въ дéнь сýдный, нéже тебѣ́. Въ тó врéмя отвѣщáвъ Иисýсъ речé: исповѣ́даютися, óтче, Гóсподи небесé и земли́, я́ко утаи́лъ еси́ сiя́ от премýдрыхъ и разýмныхъ и откры́лъ еси́ тá младéнцемъ: éй, óтче, я́ко тáко бы́сть благоволéнiе предъ тобóю. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе. В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Мысли святителя Феофана Затворника

Господь много энамений показал в Капернауме, Вифсаиде и Хоразине; между тем, число уверовавших не соответствовало силе знамений. Потому-то Он строго и обличил эти города и присудил, что в день суда отраднее будет Тиру и Сидону, Содому и Гоморре, нежели городам тем. По этому образцу надо нам судить и о себе. Сколько знамений показал Господь над Россией, избавляя ее от врагов сильнейших, и покоряя ей народы! Сколько даровал ей постоянных сокровищниц, источающих непрестанные знамения, — в св. мощах и чудотворных иконах, рассеянных по всей России!

И, однако, во дни наши россияне начинают уклоняться от веры: одна часть совсем и всесторонне падает в неверие, другая отпадает в протестантство, третья тайком сплетает свои верования, в которых думает совместить и спиритизм и теологические бредни с Божественным Откровением. Зло растет, зловерие и неверие поднимают голову, вера и Православие слабеют. Неужели же мы не образумимся? И будет, наконец, то же и у нас, что, например, у французов и других. А если это будет, что, думаете, будет нам за то в день судный после таких Божиих к нам милостей? Господи! Спаси и помилуй Русь православную от праведного Твоего и належащего прещения!

Великомученик Феодор Стратилат 21 июня

Четверг

8 июня ст.ст.

Пища с растительным маслом

Вмч. Феодора Стратилата (319).

Прп. Ефрема, Патриарха Антиохийского (545). Прп. Зосимы Финикийского (VI). Свт. Феодора, еп. Суздальского (ок. 1023). Обретение мощей страстотерпцев благоверных князей Василия и Константина Ярославских (1501).

Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.

Послание к Римлянам
А́ще ли начáтокъ свя́тъ, тó и примѣшéнiе: и áще кóрень свя́тъ, тó и вѣ́тви.А́ще ли нѣ́кiя от вѣ́твей отломи́шася, ты́ же, ди́вiя мáслина сы́й, прицѣпи́лся еси́ въ ни́хъ, и причáстникъ кóрене и мáсти мáслинныя сотвори́лся еси́, не хвали́ся на вѣ́тви: áще ли же хвáлишися, не ты́ кóрень нóсиши, но кóрень тебé. Речéши ýбо: отломи́шася вѣ́тви, да áзъ прицѣплю́ся. Дóбрѣ: невѣ́рiемъ отломи́шася, ты́ же вѣ́рою стои́ши: не высокомýдрствуй, но бóйся. А́ще бо Бóгъ естéственныхъ вѣтвéй не пощадѣ́, да не кáко и тебé не пощади́тъ. Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться». Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
Евангелие от Матфея
Вся́ мнѣ́ преданá сýть Отцéмъ мои́мъ: и никтóже знáетъ Сы́на, тóкмо Отéцъ: ни Отцá ктó знáетъ, тóкмо Сы́нъ, и емýже áще вóлитъ Сы́нъ откры́ти. Прiиди́те ко мнѣ́ вси́ труждáющiися и обременéннiи, и áзъ упокóю вы́: возми́те и́го моé на себé и научи́теся от менé, я́ко крóтокъ éсмь и смирéнъ сéрдцемъ: и обря́щете покóй душáмъ вáшымъ: и́го бо моé благо, и брéмя моé легкó éсть. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Мысли святителя Феофана Затворника

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». О, божественного, о любезного, о сладчайшего Твоего гласа! Пойдемте же все вслед зовущего нас Господа! Но наперед надо восчувствовать, что нам трудно и тяжело восчувствовать, то есть, что у нас грехов много, и грехи эти тяжки. От этого чувства родится потребность искать себе облегчения. Вера укажет тогда нам единственное прибежище в Господе Спасителе, и шаги наши сами собою направятся к Нему. Душа, возжелавшая избавиться от грехов, знает, что сказать Господу: «возьми бремя от меня тяжкое, греховное, а я возьму иго Твое благое». И бывает так: Господь прощает грехи, а душа начинает ходить в заповедях Его. И заповеди — иго, и грехи — бремя. Но сличив то и другое, душа находит, что иго заповедей легко, как перо, а бремя грехов тяжело, как гора. Не убоимся же охотно принять иго Господне благое и бремя Его легкое! Так только, а не иначе, можем обрести покой душам нашим.

Святой праведный Алексей (Мечев) Московский 22 июня

Пятница

9 июня ст.ст.

Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)

Мцц. Феклы, Марфы и Марии Персидских (346). Свт. Кирилла, архиеп. Александрийского (444).

Прп. Кирилла, игумена Белоезерского (1427). Прп. Александра, игумена Куштского (1439).

Прав. Алексия Московского(1923). Обретение мощей прп. Рафаила исп (2005).

Послание к Римлянам
Не бó хощý вáсъ не вѣ́дѣти тáйны сея́, брáтiе, да не бýдете о себѣ́ мýдри, я́ко ослѣплéнiе от чáсти Изрáилеви бы́сть, дóндеже исполнéнiе язы́ковъ вни́детъ, и тáко вéсь Изрáиль спасéтся, я́коже éсть пи́сано: прiи́детъ от Сióна избавля́яй, и отврати́тъ нечéстiе от Иáкова: и сéй и́мъ от менé завѣ́тъ, егдá отимý грѣхи́ и́хъ. По благовѣствовáнiю ýбо, врази́ вáсъ рáди: по избрáнiю же, возлю́блени отéцъ рáди. Нераскáянна бо даровáнiя и звáнiе Бóжiе. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны.
Евангелие от Матфея
Въ тó врéмя и́де Иисýсъ въ суббóты сквозѣ́ сѣ́янiя: ученицы́ же егó взалкáша и начáша востерзáти клáсы и я́сти. Фарисéе же ви́дѣвше рѣ́ша емý: сé, ученицы́ твои́ творя́тъ, егóже не достóитъ твори́ти въ суббóту. О́нъ же речé и́мъ: нѣ́сте ли чли́, чтó сотвори́ Дави́дъ, егдá взалкá сáмъ и сýщiи съ ни́мъ? кáко вни́де въ хрáмъ Бóжiй и хлѣ́бы предложéнiя снѣдé, и́хже не достóйно бѣ́ емý я́сти, ни сýщымъ съ ни́мъ, тóкмо иерéемъ еди́нымъ? или́ нѣ́сте чли́ въ закóнѣ, я́ко въ суббóты свящéнницы въ цéркви суббóты скверня́тъ и непови́нни сýть? глагóлю же вáмъ, я́ко цéркве бóлѣ éсть здѣ́: áще ли бы́сте вѣ́дали, чтó éсть: ми́лости хощý, а не жéртвы, николи́же ýбо бы́сте осуждáли непови́нныхъ: госпóдь бо éсть и суббóты Сы́нъ человѣ́ческiй. В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; если бы вы знали, что́ значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.

Мысли святителя Феофана Затворника

«Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных». Итак, чтобы избавиться от греха осуждения, надо возыметь милостивое сердце. Милостивое сердце не только не осудит кажущегося нарушения закона, но и очевидного для всех. Вместо суда оно восприимет сожаление и скорее будет готово плакать, чем укорять. Действительно, грех осуждения — плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это — дело человекоубийственное и творится по духу того, кто есть человекоубийца искони. Там бывает много и клеветничества, которое из того же источника, ибо диавол потому и диавол, что клевещет и всюду распространяет клеветливость. Поспеши возбудить в себе жалость всякий раз, как придет злой позыв к осуждению. С жалостливым же сердцем обратись потом с молитвою к Господу, чтоб Он всех нас помиловал, не того только, кого хотелось осудить, но и нас, и может быть больше нас, чем того, — и замрет злой позыв.

Святитель Василий Рязанский 23 июня

Суббота

10 июня ст.ст.

Разрешается рыба

Сщмч. Тимофея, еп. Прусского (ок. 361-363). Мчч. Александра и Антонины девы (ок. 313). Прп. Феофана Антиохийского (369). Свт. Вассиана, еп. Лавдийского (409).

Прп. Силуана, схимника Печерского (XIII-XIV).
Обретение мощей свт. Василия, еп. Рязанского (1609). Собор Рязанских святых. Свт. Иоанна, митр. Тобольского (1715). Собор Сибирских святых.

Сщмч. Тимофея пресвитера (1940).

Деяния святых апостолов
Тáкожде и вы́ помышля́йте себé мéртвыхъ ýбо бы́ти грѣхý, живы́хъ же богови, о Христѣ́ Иисýсѣ Гóсподѣ нáшемъ. Да не цáрствуетъ ýбо грѣ́хъ въ мéртвеннѣмъ вáшемъ тѣ́лѣ, во éже послýшати егó въ пóхотехъ егó: нижé представля́йте ýды вáшя орýжiя непрáвды грѣхý: но представля́йте себé богови я́ко от мéртвыхъ живы́хъ, и ýды вáшя орýжiя прáвды богови. Грѣ́хъ бо вáми да не обладáетъ: нѣ́сте бо подъ закóномъ, но подъ благодáтiю. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
Евангелие от Луки
И пристýпль еди́нъ кни́жникъ, речé емý: учи́телю, идý по тебѣ́, áможе áще и́деши. Глагóла емý Иисýсъ: ли́си я́звины и́мутъ, и пти́цы небéсныя гнѣ́зда: Сы́нъ же человѣ́ческiй не и́мать гдѣ́ главы́ подклони́ти. Другíй же от учени́къ егó речé емý: Гóсподи, повели́ ми прéжде ити́ и погребсти́ отцá моегó. Иисýсъ же речé емý: гряди́ по мнѣ́ и остáви мéртвыхъ погребсти́ своя́ мертвецы́. Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

Мысли святителя Феофана Затворника

Одному из хотевших идти вслед Господа Он сказал: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову», а другому, хотевшему прежде похоронить отца, сказал: оставь мертвого; его похоронят другие, а ты иди за Мною. Это значит, что кто хочет идти за Господом, тому не должно ожидать от этого следования на земле никакого утешения, а одних лишений, нужд и скорбей, и что житейские заботы, даже самые законные, не совместны с этим следованием. Надобно отрешиться от всего решительно, чтоб ничто уже не привязывало к земле; затем обречь себя на всесторонние страдания или крест, и снарядившись таким образом идти за Господом.

Такова прямая воля Господня! Но кому эта заповедь — апостолам только или всем христианам? Рассуди всякий сам. Отвергнуть себя и взять крест — всем ли сказано? Потом, возлюбить Господа больше отца и матери, братьев и сестер, жены и детей — всем ли сказано? Вывод ясен. Как же быть? Однажды и апостолы предлагали такой вопрос Господу и Он ответил им: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18, 27).

Апостол Варфоломей 24 июня

Воскресенье

11 июня ст.ст.

Глас 3.
Разрешается рыба

Апостолов Варфоломея и Варнавы (I). Сщмч. Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих(1900).

Прп. Варнавы Ветлужского (1445). Перенесение мощей прп. Ефрема Новоторжского (1572). Собор преподобных отцев Псково-Печерских.

Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» («Милующая») (X)

Послание к Римлянам
Егдá бо раби́ бѣ́сте грѣхá, свобóдни бѣ́сте от прáвды. Кíй ýбо тогдá имѣ́сте плóдъ? О ни́хже ны́нѣ стыдитéся, кончи́на бо óнѣхъ, смéрть. Ны́нѣ же свобóждшеся от грѣхá, порабóщшеся же богови, и́мате плóдъ вáшъ во святы́ню, кончи́ну же жи́знь вѣ́чную. Обрóцы бо грѣхá, смéрть: даровáнiе же Бóжiе живóтъ вѣ́чный о Христѣ́ Иисýсѣ Гóсподѣ нáшемъ. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Евангелие от Матфея
Вшéдшу же емý въ капернаýмъ, приступи́ къ немý сóтникъ, моля́ егó и глагóля: Гóсподи, óтрокъ мóй лежи́тъ въ домý разслáбленъ, лю́тѣ страждá. И глагóла емý Иисýсъ: áзъ пришéдъ исцѣлю́ егó. И отвѣщáвъ сóтникъ, речé емý: Гóсподи, нѣ́смь достóинъ, да подъ крóвъ мóй вни́деши: но тóкмо рцы́ слóво, и исцѣлѣ́етъ óтрокъ мóй: и́бо áзъ человѣ́къ éсмь подъ влáстiю, имы́й подъ собóю вóины: и глагóлю семý: иди́, и и́детъ: и другóму: прiиди́, и прихóдитъ: и рабý моемý: сотвори́ сié, и сотвори́тъ. Слы́шавъ же Иисýсъ, удиви́ся, и речé грядýщымъ по нéмъ: ами́нь глагóлю вáмъ: ни во Изрáили толи́ки вѣ́ры обрѣтóхъ. Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры.

Мысли святителя Феофана Затворника

Какова вера сотника! Удивила Самого Господа. Сущность ее в том, что он исповедал Господа Богом всяческих, всемощным владыкою и повелителем всего сущего; потому-то и просил: только скажи слово и исцелеет отрок мой. Верую, что все Тебе подвластно и все слушается мановения Твоего. Такой же веры и от всех требовал Господь; такая же требуется и от нас. В ком есть такая вера, тот ни в чем не имеет недостатка и что ни попросит, все получает. Так обетовал Сам Господь. О, когда бы и нам попасть хоть на след такой веры! Но и она есть дар, и дара этого тоже надо просить и просить с верою. Будем же просить ее, по крайней мере с чувством нужды в ней, просить постоянно, притрудно, помогая в то же время раскрытию ее в нас соответственными размышлениями, а более всего покорностью заповедям Божиим.

Яндекс.Метрика