Огласительные беседы

Среди большого количества различных церковных обрядов таинство Крещения имеет особое значение. С давних времен православная церковь осуществляет этот обряд над младенцами. Поэтому очень важно выбрать хороших поручителей, ведь ребенок еще не может быть за себя в ответе. Согласно всем правилам, крестными родителями должна быть проведена огласительная беседа перед крещением ребенка

Процесс проведения огласительной беседы с крестными родителями носит название катехизация. Этот процесс очень серьезный. Катехизатор рассказывает про дальнейшие действия родителей после крещения. Они обязуются:

  • причащать ребенка;
  • водить в храм;
  • молится за него;
  • активно воспитывать в рамках православной веры.

После крещения главным наставником в семье крещенного должен стать Иисус Христос.

тел. катехизатора  нашего храма: +7 (916) 736-18-84

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник — мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»).

В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

Восприемниками могут быть лица православные и знающие православное вероучение или, по крайней мере, его основы. От восприемника требуется, чтобы он знал Символ веры и читал его при Крещении.

Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение!

Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный». Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники (Требник Петра Могилы). Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия 5 — 10 лет не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние, так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства.

Восприемники– самые главные личности во время таинства. Именно они получают на руки из купели нового окрещенного младенца. Крестная мать и отец должны быть обязательно крещенными. Обряд Крещения должен быть основан на вере крестных.

Важно также помнить, что духовные наставники дитя должны быть правильно выбраны:

  • не могут крестить ребенка близкие родственники – родители, дедушки, бабушки;
  • монахи или те, кто собираются стать монахами, не могут брать на попечительство ребенка;
  • одного ребенка не могут крестить муж и жена;
  • психически неуравновешенные люди не могут принимать участие в обряде;
  • человек, лишенный возможности входить в церковь, то есть с наложенной епитимьей, не имеет права крестить ребенка.

Процесс подготовки к таинству Крещения очень ответственный. И это касается не только материальной стороны. Недостаточно просто купить крестик,  и посидеть за праздничным столом. Важно подготовить себя духовно и соблюсти все требования церкви.

 

Родители должны помнить, что они так же, как и крестные родители, отвечают за душу младенца до его совершеннолетия, поэтому должны всецело способствовать его духовному становлению.

Тем, кто успешно проходят беседу в церкви, выдается справка об оглашении, которую заверяют печатью и подпись.

Если крестный отец или мать живут в другом городе, они могут пройти огласительную беседу по месту фактического жительства, а справку привезти с собой на крещение.

Таким образом, обряд Крещения носит под собой ряд подготовительных действий, основным из которых остаются огласительные беседы и с биологическими родителя, и с крестными.

На духовных родителей возлагается большая ответственность за приучения ребенка к церковным законам, поэтому их знания и умения должны быть на высоком уровне.

Помочь и удостовериться в истинности знаний крестных помогут огласительные беседы, к проведению которых нужно отнестись очень ответственно.

Что такое огласительная беседа и зачем она нужна?

Необходимость «научения» перед Крещением определена Самим Господом Иисусом Христом. Это следует из Его слов, обращенных к апостолам и их преемникам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа. (Мф. 28,20).

Поэтому оглашение (или катехизация) как обучение основам веры существовало в Церкви с древнейших времен. Огласительный период был временем подготовки человека к сознательному принятию Крещения и одновременно испытательным сроком по проверке его веры и благочестия. Длительность этого периода могла быть различной – от нескольких дней до нескольких лет. В годы безбожия практика оглашения в Русской Церкви была прервана.

Сейчас она возобновляется.

Что является главным из того, что человек должен знать перед Крещением?

Человек, приступающий к Крещению, должен иметь твердую уверенность в бытии Бога, знать и исповедовать Символ веры, уметь его объяснить. В частности, он должен знать, что наша жизнь в вечности может быть в блаженстве и общении с Богом – и в этом заключается наше спасение, к которому мы должны стремиться, или в вечных адских мучениях, в общении с сатаной. Знать, что путь ко спасению открывается только через Крещение.

Человек должен осознать ту огромную ответственность, которую он принимает на себя в Крещении. Крещение – это личный завет о спасении между каждым человеком, произволяющим спастись, и Богом. Человек дает Богу обещание оставить следование греху, злу, пороку и жить по воле Божией, данной нам в Его заповедях. А Бог возрождает человека от жизни плотской, греховной к жизни новой – духовной, святой, и дает ему для нее благодатные силы. Завет заключен, обязательства приняты, и далее нужно жить в соответствии с этим.

Крещение – лишь начало пути, по которому человек должен идти всю жизнь. Это путь борьбы, и прежде всего с самим собой: со своими грехами, страстями, пороками; путь духовного совершенствования, богоуподобления. Этот путь не может быть легким, но именно он ведет ко спасению. Проходить этот путь можно только в Церкви, живя по ее законам и участвуя в ее Таинствах.

Как быть, если человек хочет принять Крещение и сказать: «Ну, слава Богу, наконец-то я православный», – а изменять свой образ жизни не собирается?

Человек, который не собирается идти по указанному выше пути, креститься не должен. Иначе после Крещения он окажется в положении воина, принявшего присягу, но воевать отказавшегося.

Формальное принятие Крещения является грехом для крещаемого (а в случае крещения детей – для восприемников), т. к. неисполнение обетов Крещения – неучастие в церковной жизни, ведение жизни греховной, невоспитание детей восприемниками в православной вере и т. д., будет обманом Бога, в результате чего принятие Таинства может послужить к осуждению.

И бывает, что человек, осознав это на беседах, отказывается от намерения креститься или быть крестным. И это естественно – человек делает свой сознательный выбор. А вот люди, которые ищут обходных путей, чтобы покреститься без огласительных бесед, наносят вред прежде всего самим себе, а крестные – еще и своим крестникам.

Многие из пришедших для записи на Крещение хотели бы обойтись без бесед, мотивируя это тем, что «и так всё знают», а также тем, что «совсем нет времени». Так ли это на самом деле?

Относительно «и так всё знают» – это, конечно, большое преувеличение. Уровень знаний большинства приходящих , мягко говоря, невысок. Как правило, люди верят, что «Бог есть», и считают, что Он у них «в сердце». В какого Бога и как верят – этого объяснить уже не могут. Многие считают Христа человеком, хотя и великим, а к Троице относят Бога, Богородицу и Николая Чудотворца.

Что касается «отсутствия времени» – хорошо, если в результате бесед у кого-то появится повод задуматься о своих жизненных приоритетах, о том, на что и как мы тратим время земной жизни, данное нам Богом. Господь говорит: Ищите прежде Царства Божия (Мф. 6, 33). Но у человека иная шкала ценностей. Он мало что делает «ради единого на потребу».

Никому из них не кажется странным желание покреститься на бегу, «между делом», низводя великое Таинство (могущее совершиться лишь раз в жизни) до уровня дел будничных, каждодневных, суетных. А в результате получаем то, о чем в 90-х с горечью говорил известный саратовский протоиерей Георгий Лысенко: «Крестим тысячами, а где они?»

Главная ответственность за детей лежит на родителях. Практика же показывает, что они не понимают, не говоря уже о прочем, даже смысла, цели Крещения. Бывают курьезы, когда родители просят крестить ребенка вторично, потому что в первый раз «получились плохие фотографии».

Ситуация осложняется тем, что в наши дни бывает непросто найти восприемника не только воцерковленного, но и просто верующего. И если беседы станут для них хотя бы маленьким шагом навстречу Богу, жалеть об этом не придется. Ведь говорят, что если человек делает к Богу один шаг, то Бог делает ему навстречу десять шагов.

Что можно пожелать всем участникам огласительных бесед?

Больше спрашивать, не бояться задавать вопросы, даже если они кажутся глупыми… Ведь цена тех вопросов, которые мы рассматриваем на огласительных беседах, очень высока. Это в прямом смысле вопросы жизни и смерти – вечной жизни с Богом или вечной смерти без Бога.

 

Символ веры

Символ веры — это краткое и точное изложение основ христианского вероучения, составленное и утвержденное на 1-м и 2-м Вселенских Соборах.
С апостольских времен христиане пользовались так называемыми «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе и  доносить до других основные истины христианской веры. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры, использовавшихся при Крещении. Но в IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом и, возникла необходимость установить единый символ веры.

На Первом Вселенском Соборе были составлены первые семь членов Символа, на Втором — остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся в городе Никее в 325 году по Рождестве Христовом для защиты апостольского учения о Божестве Сыне Божием против неправильного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 году для защиты апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. Поэтому Символ веры носит название Никео-Цареградского.

Символ веры произносится принимающим крещение (оглашенным) во время совершения Таинства Крещения. При крещении младенца Символ веры произносится восприемниками. Кроме того, Символ веры соборно поется верующими в храме за Литургией и читается ежедневно в составе утреннего молитвенного правила.

Значение Символа веры — сохранение единого исповедания непреложных истин (догматов) веры, а через это — единства Церкви.

Церковнославянский текст / Русский текст

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. / Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. / И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. / Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна./ Распятого же за нас при Понтии Пилате, и страдав-шего, и погребенного.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием. / И воскресшего в третий день согласно Писаниям.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. / И восшедшего на небеса, и сидящего справа от Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. / И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. / И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопокланяемого и прославляемого, говорившего через пророков.

9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. / В единую святую, соборную и апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. / Признаю одно крещение для прощения грехов.

11. Чаю воскресения мертвых, / Ожидаю воскресения мертвых,

12. и жизни будущаго века. Аминь. / и жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Веровать в Бога — значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать откровенное слово Его о спасении рода человеческого. Бог есть един по существу, но троичен в Лицах: Отец, Сын и Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная.

В Символе веры Бог называется Вседержителем, потому что все, что ни есть, Он содержит в Своей силе и Своей воле.

Слова «Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» означают, что все сотворено Богом и ничто не может быть, существовать без Бога. Слово «невидимым» указывает на то, что Бог сотворил невидимый, или духовный, мир, к которому принадлежат Ангелы.

Сыном Божиим называется второе Лицо Святой Троицы по Своему Божеству. Он назван Господом, потому что Он есть истинный Бог, ибо имя Господь есть одно из имен Божиих. Сын Божий назван Иисусом, то есть Спасителем, это имя наречено самим Архангелом Гавриилом. Христом, то есть Помазанником, назвали Его пророки — так издавна называли царей, первосвященников и пророков. Иисус, Сын Божий, назван так потому, что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого и, таким образом, Ему в высочайшей степени принадлежат ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя.

Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным, потому что Он только один есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, и потому Он — единого существа с Богом Отцом. В Символе веры сказано, что Он рожден от Отца, и этим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других Лиц Святой Троицы.

Сказано прежде всех век, чтобы никто не думал, что было время, когда Его не было.

Слова Света от Света некоторым образом изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Бог Отец есть вечный Свет, от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет; но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества.

Слова «Бога истинна от Бога истинна» взяты из Священного Писания: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5, 20).

Слова «рожденна, несотворенна» прибавлены святыми отцами Вселенского собора для обличения Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.

Слова «единосущна Отцу» означают, что Сын Божий есть одного и того же Божественного существа с Богом Отцом.

Слова «Имже вся быша» показывают, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим.

«Нас ради человек и нашего ради спасения» — Сын Божий, по обещанию Своему, пришел на землю не для одного какого-либо народа, а вообще для всего рода людского.

«Сшедшаго с небес» — как сам о себе говорит: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Сын Божий вездесущ и потому всегда был на небе и на земле, но на земле Он прежде был невидим и стал видим лишь когда явился во плоти, воплотился, то есть принял на Себя плоть человеческую, кроме греха воспринял человеческую природу, чистую и безгрешную, и сделался человеком, не переставая быть Богом. Воплощение Христово совершилось содействием Святого Духа, так что Святая Дева как была Девою прежде зачатия, так и в зачатии, и после зачатия, и в самом рождении пребыла Девой.

Слово «вочеловечшася» прибавлено, чтобы никто не подумал, что Сын Божий принял одну плоть или тело, но чтобы в Нем признавали совершенного человека, состоящего из тела и души. Иисус Христос был распят за нас — Он крестною смертию Своею избавил нас от греха, проклятий и смерти.

Слова «при Понтийстем Пилате» указывают на время, когда Он был распят. Понтий Пилат — римский правитель Иудеи, которая была покорена римлянами.

Слово «страдавша» прибавлено, чтобы показать, что распятие Его было не одним видом страдания и смерти не было призрачным, как говорили некоторые лжеучителя, но это были подлинные страдание и смерть. Он страдал и умер не Божеством, а человеком, и не потому, что не мог избежать страдания, а потому, что восхотел пострадать.
Слово «погребен» удостоверяет, что Он действительно умер и воскрес, ибо враги Его приставили даже стражу ко гробу и запечатали гроб.

«И воскресшаго в третий день по Писанием» — пятый член Символа веры учит, что Господь наш Иисус Христос силою Божества Своего воскрес из мертвых, как написано о Нем у пророков и в псалмах, и что Он воскрес в том же теле, в котором родился и умер.

Слова по Писанию означают, что Иисус Христос умер и воскрес точно так, как о том пророчески написано в книгах Ветхого Завета.

«И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца» — эти слова заимствованы из Священного Писания: «Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» (Еф. 4, 10). «Мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах» (Евр. 8, 1).

Слова «седяща одесную», то есть сидящего с правой стороны, надо понимать духовно. Они значат, что Иисус Христос имеет одинаковое могущество и славу с Богом Отцом.

«И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца» — Священное Писание так говорит о будущем пришествии Христовом: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 11).

Дух Святый называется Господом, потому что он, как и Сын Божий, — истинный Бог. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Сыном дает тварям жизнь всем животным, а людям — жизнь же в том числе еще и духовную: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Дух Святой исходит от Отца, как говорит об этом Сам Иисус Христос: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15, 26). Духу Святому  подобает поклонение и прославление, равное со Отцом и Сыном — Иисус Христос повелел крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

В Символе веры сказано, что Дух Святой глаголал через пророков — это основано на словах апостола Петра: «никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1, 21). Причастным Духу Святому можно сделаться через таинства и усердную молитву: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» (Лк. 11, 13).
«Церковь едина, потому что Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Еф. 4, 4–6).

Церковь Святая, потому что «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, иличего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5, 25–27).

Церковь — Соборная, или, что-то же, кафолическая, или Вселенская, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но включает в себя истинно верующих всех мест, времен и народов.

Церковь — Апостольская, потому что она непрерывно и неизменно от времен апостолов сохраняет и учение, и преемство даров Святого Духа через освященное рукоположение. Истинная Церковь называется также Православной, или Правоверующей.
Крещение — это Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Крещение едино, потому что оно есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды.

Воскресение мертвых — это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны.
Жизнь будущаго века — это жизнь, которая будет после Воскресения мертвых и Всеобщего cуда Христова.

Слово Аминь, завершающее Символ веры, означает «Истинно так».

Церковь хранит Символ веры с апостольских времен и будет хранить его вечно. Никому и никогда нельзя ни убавить, ни добавить что-либо к этому Символу.

 

Яндекс.Метрика